Карта наблюдений за проявлениями девиантного поведения подростков
Карта наблюдений за проявлениями девиантного поведения позволяет выделить и зафиксировать наличие или отсутствие у подростков некоторых поведенческих признаков (симптомов), свидетельствующих о склонности к тем или иным формам девиантного поведения.
С 1993 по 1998 год я работала с трудными подростками, обучавшимися в классах педагогической реабилитации. Карта наблюдений была апробирована в диссертационном исследовании личностных особенностей подростков с девиантным поведением. Буду рада узнать, что применение данной Карты наблюдений позволит вовремя заметить в поведении ребёнка диагностические маркеры некоторых видов девиантного поведения и вовремя заняться психокоррекцией.
Майсак Н.В.
Библиографическая ссылка
Майсак Н. В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением [Текст] : монография / Н. В. Майсак. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – С. 146-149.
Скачать
Инструкция
Уважаемые взрослые!
Просим вас оценить поведенческие проявления подростка по степени выраженности некоторых поведенческих признаков (симптомов).
Если некий симптом не свойственен поведению подростка, то вы в бланке ставите 0 баллов.
Если в поведении некий симптом проявляется иногда (редко), то в ответном бланке вы ставите 1 балл.
Если выделенный симптом проявляется часто или постоянно, то в бланке вы ставите 2 балла.
Затем подсчитывается количество баллов по каждому виду девиантного поведения. Максимальная выраженность признаков может дать 20 баллов (100%) по каждому виду отклонений.
I. Отклонения в нравственной сфере личности
- Негативно относится к школе, к урокам не готовится.
- Негативно относится к одноклассникам.
- Курит в запрещенных местах.
- Употребляет нецензурные слова и жаргонные выражения в кругу товарищей.
- Сквернословит даже на уроках.
- Неряшлив (запущенность в одежде, прическе).
- Никогда никому не помогает.
- Выражает неприятие педагогическим воздействиям в форме игнорирования и упрямства.
- Бравирует дружбой с асоциальными личностями.
- Знакомится с теми, кто имеет много денег и живет весело. Интересы развлекательного характера. Преобладает пустое времяпрепровождение.
II. Делинквентное поведение
(предпреступное и преступное поведения несовершеннолетних)
- Связан с плохой, криминогенной компанией.
- Тунеядствует, отказываясь учиться или работать. Цинично относится к труду и учебе.
- Терпимо относится к циничным асоциальным проступкам. Оценивает свои поступки и поступки окружающих в соответствии с антиобщественными нормами и ценностями.
- Уходит из дома на длительное время, бродяжничает.
- Имеет приводы в милицию за драки, нарушения общественного порядка и прочее.
- Склонен к воровству.
- Наносит ущерб чужому имуществу: рвет книги, тетради, портит вещи, совершает поджоги и пр.
- Состоит на учете в ИДН за кражи, драки, коллективный угон автомашин, наркоманию и т.д.
- Часто становится жертвой (виктимное поведение), провоцирующей в отношении себя агрессивные и противоправные действия, связанные с угрозой жизни и здоровью.
- У подростка есть судимые родственники.
III. Аддиктивное (зависимое) поведение
- Курит.
- Употребляет алкогольные напитки.
- Пьет один из родителей подростка или оба родителя алкоголики.
- Употребляет наркотики.
- Употребляет токсические вещества.
- Разговаривает с товарищами на «птичьем» языке, пересыпанном специфическими словечками (ширнуться, насвай, мацанка, забить косяк и т.п.).
- Наблюдается внешняя стигматизация. Речь то ускоренная до непонятности, то тягуче-медленная. Вял, полусонное состояние, зрачки то сужены, то чрезмерно расширены.
- Неадекватные реакции: безудержный смех, беспричинная эйфория, резкие перепады настроения. Резкий специфический запах.
- Обнаружены следы инъекций, не связанных с проводимыми лечебными мероприятиями.
- Состоит на учете в ИДН за употребление или распространение веществ, изменяющих психику (наркомания).
IIV. Отклонения в сексуальной сфере
- Очень раннее проявление сексуальных интересов.
- Сексуальная тематика «не сходит с языка».
- В рисунках обращает на себя внимание сексуальная символика.
- Вызывающе одевается, обращая внимание окружающих на признаки пола.
- Проявляет эксгибиционистские тенденции: специально привлекает внимание окружающих к «достоинствам» своего пола, испытывая при этом удовольствие (постоянно незастегнутая ширинка или пуговицы, ремень висит, т.к. не заправлен в шлевки, и т.п.).
- Проявляет вуайеристические тенденции (любит подсматривать, подглядывать за противоположным полом; задирает юбки девчонкам).
- Увлечен просмотром порнографических видеокассет и другой порнопродукции.
- Ведет себя в школе непристойно, вызывающе, демонстративно обнимается на виду у окружающих, заигрывает с противоположным полом.
- Раннее начало половой жизни.
- Ранние беременность, аборты, онанизм, болезни, передающиеся половым путем.
IV. Аффективное поведение
- Неадекватное, граничащее с психическими отклонениями поведение подростка. Капризен и раздражителен. Легко теряет терпение с людьми.
- Подросток имеет завышенный уровень притязаний, не соответствующий его возможностям.
- Родственники подростка лечились у невропатолога, психиатра или состоят на учете у этих специалистов.
- Подросток находится или находился на индивидуальном обучении.
- Подросток состоит на учете или лечится у невропатолога, психиатра.
- Проявляет относительно кратковременные, сильно и бурно протекающие эмоциональные переживания (ярость, ужас, отчаяние), душевные волнения, сопровождающиеся резкими выразительными движениями, криком, плачем.
- Подростку свойственна экзальтация (восторженно возбужденное состояние), высокая впечатлительность, искреннее переживание чужих проблем.
- Сильная привязанность к людям, друзьям.
- Подросток часто говорит о смерти, потере смысла жизни.
- Совершал суицидальные попытки (т.е. самоубийство) с целью привлечь к себе внимание, «наказать» кого-то (или действительно хотел уйти из жизни).
VI. Агрессивное поведение
- Проявляет черствость к товарищам, учителям, родителям.
- Слабо развита способность к сопереживанию.
- Постоянно конфликтует с учителями, учащимися школы.
- Родители жалуются на постоянные конфликты с подростком.
- Если сердит, в плохом настроении – обязательно отыграется. Если кто-то виноват в его неудаче, не оставит безнаказанным.
- Стремится раздражать и тиранить других.
- Проявляет физическую жестокость к одноклассникам, окружающим. Дерется неподобающим образом (особо жестоко).
- Проявляет моральную, вербальную жестокость к слабым, младшим, животным.
- Способен совершать жестокие поступки за компанию.
- Совершал акты вандализма.
VII. Суицидальное поведение
- Проявляет аутоагрессивное поведение, направленное на нанесение вреда собственному здоровью: имеет пирсинг, татуаж на теле, апробировал шрамирование, сделал туннели в мочках уха, пил таблетки, чтобы отравиться...
- Проявляет поведение, связанное с угрозой для жизни: увлечен стритрейсингом, паркуром и другими опасными увлечениями. Часто ломает руки-ноги.
- Проявляет безразличие к окружающему миру, пропускает занятия, прогуливает уроки.
- Демонстрирует депрессивное состояние, плохое настроение, отчаяние.
- Страдает бессонницей.
- Утратил интерес к чистоте одежды и тела.
- Наводит порядок в личных делах и раздает личные вещи.
- Недоедает, отказывается от еды.
- Проявляет нездоровый интерес к вопросам смерти. Фантазирует о смерти. Пишет стихи о смерти.
- Жалуется, что «не может больше так жить», хочет покончить с собой; говорит: «Надоела мне такая жизнь, вот бы заснуть и не проснуться!..»
Бланк для заполнения
Школа , класс _____________________
Номера симптомов | Виды девиантного поведения | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
Итого (в баллах по каждому виду девиантного поведения) |