ᐅ Карта наблюдений за проявлениями девиантного поведения подростков | Надежда МАЙСАК — психолог в Астрахани
Психолог-консультант в Астрахани
Записаться на консультацию!
/ Научные публикации / Карта наблюдений за проявлениями девиантного поведения подростков

Карта наблюдений за проявлениями девиантного поведения подростков

Олег Майсак — 19 апреля, 2017 - 17:24 — Научные публикации

Карта наблюдений за проявлениями девиантного поведения позволяет выделить и зафиксировать наличие или отсутствие у подростков некоторых поведенческих признаков (симптомов), свидетельствующих о склонности к тем или иным формам девиантного поведения.

С 1993 по 1998 год я работала с трудными подростками, обучавшимися в классах педагогической реабилитации. Карта наблюдений была апробирована в диссертационном исследовании личностных особенностей подростков с девиантным поведением. Буду рада узнать, что применение данной Карты наблюдений позволит вовремя заметить в поведении ребёнка диагностические маркеры некоторых видов девиантного поведения и вовремя заняться психокоррекцией.

Майсак Н.В.

Библиографическая ссылка

Майсак Н. В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением [Текст] : монография / Н. В. Майсак. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – С. 146-149.

Скачать

Инструкция

родителю, педагогу, куратору,классному руководителю, школьному психологу.

Уважаемые взрослые!

Просим вас оценить поведенческие проявления подростка по степени выраженности некоторых поведенческих признаков (симптомов).

Если некий симптом не свойственен поведению подростка, то вы в бланке ставите 0 баллов.

Если в поведении некий симптом проявляется иногда (редко), то в ответном бланке вы ставите 1 балл.

Если выделенный симптом проявляется часто или постоянно, то в бланке вы ставите 2 балла.

Затем подсчитывается количество баллов по каждому виду девиантного поведения. Максимальная выраженность признаков может дать 20 баллов (100%) по каждому виду отклонений.

I. Отклонения в нравственной сфере личности

    1. Негативно относится к школе, к урокам не готовится.
    2. Негативно относится к одноклассникам.
    3. Курит в запрещенных местах.
    4. Употребляет нецензурные слова и жаргонные выражения в кругу товарищей.
    5. Сквернословит даже на уроках.
    6. Неряшлив (запущенность в одежде, прическе).
    7. Никогда никому не помогает.
    8. Выражает неприятие педагогическим воздействиям в форме игнорирования и упрямства.
    9. Бравирует дружбой с асоциальными личностями.
    10. Знакомится с теми, кто имеет много денег и живет весело. Интересы развлекательного характера. Преобладает пустое времяпрепровождение.

II. Делинквентное поведение
(предпреступное и преступное поведения несовершеннолетних)

    1. Связан с плохой, криминогенной компанией.
    2. Тунеядствует, отказываясь учиться или работать. Цинично относится к труду и учебе.
    3. Терпимо относится к циничным асоциальным проступкам. Оценивает свои поступки и поступки окружающих в соответствии с антиобщественными нормами и ценностями.
    4. Уходит из дома на длительное время, бродяжничает.
    5. Имеет приводы в милицию за драки, нарушения общественного порядка и прочее.
    6. Склонен к воровству.
    7. Наносит ущерб чужому имуществу: рвет книги, тетради, портит вещи, совершает поджоги и пр.
    8. Состоит на учете в ИДН за кражи, драки, коллективный угон автомашин, наркоманию и т.д.
    9. Часто становится жертвой (виктимное поведение), провоцирующей в отношении себя агрессивные и противоправные действия, связанные с угрозой жизни и здоровью.
    10. У подростка есть судимые родственники.

III. Аддиктивное (зависимое) поведение

    1. Курит.
    2. Употребляет алкогольные напитки.
    3. Пьет один из родителей подростка или оба родителя алкоголики.
    4. Употребляет наркотики.
    5. Употребляет токсические вещества.
    6. Разговаривает с товарищами на «птичьем» языке, пересыпанном специфическими словечками (ширнуться, насвай, мацанка, забить косяк и т.п.).
    7. Наблюдается внешняя стигматизация. Речь то ускоренная до непонятности, то тягуче-медленная. Вял, полусонное состояние, зрачки то сужены, то чрезмерно расширены.
    8. Неадекватные реакции: безудержный смех, беспричинная эйфория, резкие перепады настроения. Резкий специфический запах.
    9. Обнаружены следы инъекций, не связанных с проводимыми лечебными мероприятиями.
    10. Состоит на учете в ИДН за употребление или распространение веществ, изменяющих психику (наркомания).

IIV. Отклонения в сексуальной сфере

    1. Очень раннее проявление сексуальных интересов.
    2. Сексуальная тематика «не сходит с языка».
    3. В рисунках обращает на себя внимание сексуальная символика.
    4. Вызывающе одевается, обращая внимание окружающих на признаки пола.
    5. Проявляет эксгибиционистские тенденции: специально привлекает внимание окружающих к «достоинствам» своего пола, испытывая при этом удовольствие (постоянно незастегнутая ширинка или пуговицы, ремень висит, т.к. не заправлен в шлевки, и т.п.).
    6. Проявляет вуайеристические тенденции (любит подсматривать, подглядывать за противоположным полом; задирает юбки девчонкам).
    7. Увлечен просмотром порнографических видеокассет и другой порнопродукции.
    8. Ведет себя в школе непристойно, вызывающе, демонстративно обнимается на виду у окружающих, заигрывает с противоположным полом.
    9. Раннее начало половой жизни.
    10. Ранние беременность, аборты, онанизм, болезни, передающиеся половым путем.

IV. Аффективное поведение

    1. Неадекватное, граничащее с психическими отклонениями поведение подростка. Капризен и раздражителен. Легко теряет терпение с людьми.
    2. Подросток имеет завышенный уровень притязаний, не соответствующий его возможностям.
    3. Родственники подростка лечились у невропатолога, психиатра или состоят на учете у этих специалистов.
    4. Подросток находится или находился на индивидуальном обучении.
    5. Подросток состоит на учете или лечится у невропатолога, психиатра.
    6. Проявляет относительно кратковременные, сильно и бурно протекающие эмоциональные переживания (ярость, ужас, отчаяние), душевные волнения, сопровождающиеся резкими выразительными движениями, криком, плачем.
    7. Подростку свойственна экзальтация (восторженно возбужденное состояние), высокая впечатлительность, искреннее переживание чужих проблем.
    8. Сильная привязанность к людям, друзьям.
    9. Подросток часто говорит о смерти, потере смысла жизни.
    10. Совершал суицидальные попытки (т.е. самоубийство) с целью привлечь к себе внимание, «наказать» кого-то (или действительно хотел уйти из жизни).

VI. Агрессивное поведение

    1. Проявляет черствость к товарищам, учителям, родителям.
    2. Слабо развита способность к сопереживанию.
    3. Постоянно конфликтует с учителями, учащимися школы.
    4. Родители жалуются на постоянные конфликты с подростком.
    5. Если сердит, в плохом настроении – обязательно отыграется. Если кто-то виноват в его неудаче, не оставит безнаказанным.
    6. Стремится раздражать и тиранить других.
    7. Проявляет физическую жестокость к одноклассникам, окружающим. Дерется неподобающим образом (особо жестоко).
    8. Проявляет моральную, вербальную жестокость к слабым, младшим, животным.
    9. Способен совершать жестокие поступки за компанию.
    10. Совершал акты вандализма.

VII. Суицидальное поведение

    1. Проявляет аутоагрессивное поведение, направленное на нанесение вреда собственному здоровью: имеет пирсинг, татуаж на теле, апробировал шрамирование, сделал туннели в мочках уха, пил таблетки, чтобы отравиться...
    2. Проявляет поведение, связанное с угрозой для жизни: увлечен стритрейсингом, паркуром и другими опасными увлечениями. Часто ломает руки-ноги.
    3. Проявляет безразличие к окружающему миру, пропускает занятия, прогуливает уроки.
    4. Демонстрирует депрессивное состояние, плохое настроение, отчаяние.
    5. Страдает бессонницей.
    6. Утратил интерес к чистоте одежды и тела.
    7. Наводит порядок в личных делах и раздает личные вещи.
    8. Недоедает, отказывается от еды.
    9. Проявляет нездоровый интерес к вопросам смерти. Фантазирует о смерти. Пишет стихи о смерти.
    10. Жалуется, что «не может больше так жить», хочет покончить с собой; говорит: «Надоела мне такая жизнь, вот бы заснуть и не проснуться!..»

Бланк для заполнения

ФИ учащегося _____________________
Школа , класс _____________________
Номера
симптомов
Виды девиантного поведения
IIIIIIIVVVI
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого
(в баллах по
каждому виду
девиантного
поведения)
Всего баллов: _________

КОММЕНТИРОВАТЬ
Оцените!