Принятие чувств как ресурс жизнестойкости: арт-терапевтическая техника
Как вернуть интерес к жизни и стать стойким на пути жизненных трудностей?
Нужно принять себя, осознать собственные скрытые проблемы и потребности. В этом поможет авторская арт-терапевтическая техника «Принятие чувств как ресурс жизнестойкости».
В настоящее время много публикаций посвящено стрессу и стрессоустойчивости, при этом термин «жизнестойкость» только начинает пробивать себе дорогу.
Жизнестойкость (hardiness)
— это способность человека успешно справляться с жизненными трудностями и противостоять ударам судьбы.Жизнестойкость включает в себя три составляющие, которыми должна овладеть личность, чтобы успешно преодолевать трудные жизненные обстоятельства (С. Мадди):
- интерес к жизни — активность личности, вовлеченность в отношения с другими людьми (вместо пассивности и отчуждения);
- контроль над собой и обстоятельствами своей жизни, проявляющийся в ответственности за свои действия в преодолении трудностей, в продуктивном влиянии на события собственной жизни (вместо бессилия, инфантильности, выученной беспомощности);
- принятие риска — мудрое отношение к жизненным вызовам и «выход из зоны комфорта» (вместо стремления к безопасности и избеганию усилий по преодолению трудностей).
Ресурс
— это средство, способствующие успешному преодолению проблем.Ресурсами являются запасы мотивации и энергии, отдых и развлечение, находчивость, изобретательность и оригинальность и т.д.
Основными ресурсами человека являются энергия, знания, умения, навыки, его Величество опыт, образование, здоровье, сильные личностные качества, деньги и материальные блага, а также ближайшее окружение, формирующее стратегии совладания личности.
Таким образом, ресурсы — это внутренние опоры для совладания.
Но человеку может не хватать собственных внутренних ресурсов для конструктивного преодоления трудностей, и тогда он обращается за помощью извне.
Актуализации личностного ресурса могут помочь: психологически компетентное профессиональное консультирование, коучинг, групповой психологический тренинг, поведенческие методы и техники саморегуляции (аутогенная тренировка, психомышечная релаксация, медитация и др.), креативные техники и развитие творчества, методы транзактного анализа, приемы арт-терапии (терапии средствами искусства) и пр.
Раскрытию ресурсов человека могут также способствовать естественные способы нивелирования стресса: общение с друзьями и близкими, красивые уголки природы, запахи и звуки, вкусная еда, полноценный отдых и медитация, секс, хобби и творчество, путешествия, субъективно значимые вещи... Так, ношение талисмана, особенно изготовленного своими руками, вызывает чувство спокойствия и, следовательно, может влиять на поведение человека в новых обстоятельствах.
Психологи в индивидуальной или групповой работе с клиентами взращивают субличность ответственного, верящего в себя «Взрослого», усиливают внутреннюю позицию заботливого и критического (контролирующего) «Родителя», а также естественного «Ребенка», умеющего радоваться жизни. В целом, речь идет о восполнении недостающих ресурсов для мудрого решения жизненных проблем.
С целью
- осознания человеком имеющихся проблем и значимых потребностей,
- принятия собственных чувств (как позитивных, так и негативных), а также
- поиска стратегий для преодоления трудностей и обретения ресурсов жизнестойкости
можно использовать технику
«Принятие чувств как ресурс жизнестойкости»
апробированную автором в работе с мужчинами и женщинами разного возраста, социального и профессионального статуса (в частности, на Ежегодном саммите психологов «Технологии успеха» в Санкт-Петербурге в 2012 году).Для работы необходимо приготовить:
3 белых листа формата А4, половинку ватмана (или кусок обоев), клей и ножницы, акварельные краски или гуашь, кисти, пастельные карандашики или фломастеры, журналы с картинками, рекламные буклеты таких магазинов, как Магнит, Лента, Стандарт (и другие), прочую полиграфическую продукцию (например, ненужные Вам открытки).
Процесс арт-терапевтической техники состоит в следующем:
- Нарисуйте на альбомном листе красками свои чувства (состояние) в детстве. Расскажите, что происходит на рисунке?
- На другом листе — свои чувства (состояние) в подростково-юношеском возрасте. Расскажите, что происходит на рисунке.
- На третьем листе — чувства (состояние), которые испытываете сейчас (во взрослом периоде). Расскажите, что происходит на рисунке?
- Сфотографируйте все три свои «шедевра».
- Порежьте эти три работы на любое количество частей (можно порвать на кусочки разной формы или вырвать лишь значимые образы и символы), а затем наклейте кусочки на половинку ватмана так, как Вам нравится, или как душе угодно, как они «просятся на ватман лечь»... Если уж не захочется клеить все кусочки — сожгите некоторые из них или выбросьте; однако допустимо сделать их нижним слоем работы, тем самым приняв все чувства — они же Ваши! Расскажите, что теперь отражено на рисунке?
- Сфотографируйте эту работу, интегрирующую в себе эмоциональные состояния детства, подросткового периода и взрослости. Осознайте все чувства, связанные с прошлыми воспоминаниями и актуальными переживаниями; это обеспечит их принятие.
- Полистайте красивые глянцевые журналы, просмотрите прочую полиграфическую продукцию, отберите понравившиеся Вам 3-4 картинки (можно и больше, конечно), вырежьте их, а также слова или фразы, привлекшие Ваше внимание. Прислушайтесь к своим чувствам, доверьтесь своему подсознанию и наклейте эти картинки и фразы на свой «шедевр». (Можно изготовить и что-то объемное, прикрепив его к своей работе, например, конфету, салфетку, коробочку с подарком и др.).
- Сфотографируйте заключительную работу. В ней найдут отражение актуальные состояния, эмоции и чувства — как позитивные, так и негативные.
- Заключительная беседа по выполненной работе с разбором образов и символов. (Для этого могут использоваться словари образов и символов, практическое руководство по имагогике (от «имаго» — образ), трактовка образов из символдрамы, нумерология, тест Люшера для интерпретации цвета в рисунках и пр. При этом следует обращать внимание не только на классическую интерпретацию образов и символов, но и на их индивидуальное значение для клиентов).
Примеры рисунков:
Участница тренинга — женщина, 43 года, учитель сельской школы:
1. Детское состояние. Она рассказывает о жизни в селе, купании в реке и рыбалке; черные птицы напоминают ей об умерших дедушке и бабушке.
2. Подростковое состояние. Клиентка рассказывает о школьной любви с одноклассником, который стал ее мужем. Однако несколько лет назад он умер... (Пронзенное стрелой сердце — стандартный образ любви; холмик и черная туча подсказывают нам переживания, связанные со смертью. Символ горы может свидетельствовать о проблемах во взаимоотношениях с матерью, а коричневый цвет — говорить об отношениях зависимости и психосоматических нарушениях. После уточняющих вопросов узнаём, что на ее руках — больная мать).
3. Взрослое состояние. Любимая семья и работа. (Изображение воды символизирует женскую сексуальную энергию. Черная «стена-туча» справа говорит, что процесс горевания еще продолжается).
4. Коллаж (с использованием частей из всех трёх рисунков). Фрагментарность на коллаже может говорить о дезинтеграции и рассогласовании частей личности, о внутреннем конфликте. Причем черную тучу она наотрез отказалась убирать из коллажа.
5. Коллаж (с дополнительными образами). Здесь актуализировались значимые потребности: чтобы у детей была радостная жизнь, внук и внучка росли здоровыми, чтоб мы все были как одна большая дружная семья (образ тигрицы с тигрятами). Заметим, что картинки приклеены так, что они оказались в центре работы, что говорит об ассоциации частей личности и интеграции «Я».
Другая участница тренинга — женщина, 48 лет, бухгалтер-экономист:
1. Детское состояние. Она рассказывает о жизни в поселке городского типа на Украине. В детстве она занималась спортивной гимнастикой, играла на скрипке, ездила в туристические поездки... Трактовка цвета говорит о состояниях радости, активности и мотивации достижений (красный), об оптимизме, потребности в признании (желтый), в прочной и глубокой привязанности, любви и поддержке (синий).
2. Подростковое состояние. Женщина рассказывает, что отец бил маму, и она в 11 лет выступала ярой её защитницей. Затем состоялся суд о разделе квартиры, после чего отец еще долго не давал им спокойно жить. Развод был длительным и сложным, поэтому этот период связан с сильными переживаниями. Зеленый цвет одинокого листа говорит о волевых качествах клиентки, штриховка — о тревожности.
3. Взрослое состояние. Семь секторов ее солнечного круга говорят о мудрости и духовности. После успешного окончания вуза клиентку распределили в Астрахань; так в 24 года она оказалась в чужом городе. Собственную семью удалось создать не сразу. Она любила свою работу, однако недавно перенесла дорогостоящую операцию на позвоночнике и оказалась безработной...
4. Коллаж (с использованием частей из всех трёх рисунков). Отметим, что на коллаже два крупных символа — лист и «мячик жизни». Их центрация может говорить об интеграции частей личности, о поиске внутренней «точки сборки». Символами оптимистичности являются салюты по углам работы. Похоже, что вокруг жизненного водоворота (мячика) расположены не просто желтые лучи, т.к. они больше похожие на широкие позвонки. В ситуации болезни волевое поведение имеет для женщины особый смысл; она постоянно учится и ищет самоактуализации (зеленый лист направлен вправо, в область будущего).
5. Коллаж (с дополнительными образами). Наклеенные «купюры» — рублевая и долларовая — говорят о материальных затруднениях: чтобы семья не нуждалась, пока дети учатся, муж уехал на заработки в другой город. При этом обучение на различных курсах и активные поиски работы говорят о стремлении найти себя в профессии и внести посильный вклад в материальное благополучие семьи.
Итак, в ходе арт-терапевтической работы выявляются проблемы клиентов, имеет место отреагирование заблокированных эмоций и принятие различных (порой амбивалентных) чувств. Клиенты учатся анализировать символику бессознательного, осознают значимые потребности, у них появляется «вкус к жизни» и особый интерес, связанный с самопознанием и развитием самосознания.
Благодаря арт-терапевтической работе клиенты обретают способности к контролю чувств и саморегуляции эмоциональных состояний, а это ведет к интеграции частей личности, обретению целостности и тождественности (идентичности) как основы жизнестойкости.